Факторы риска в условиях формирования зависимого поведения
Алкоголизм и наркомания являются диагнозами, такими же, как диабет астма или рак. В Международной классификации болезней МБК-10 в разделе «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ)» существует раздел «Синдром зависимости ». Таким образом, наркомания и алкоголизм – это признанные заболевания.
Зависимость, в свою очередь, является фасадом, прячущим за собою глубинные психологические проблемы. Но согласитесь, что далеко не все, кто оказался в трудных жизненных обстоятельствах или получил психологическую травму, стал зависимым. Все потому, что существуют факторы риска формирования зависимого поведения.
В наркологии принято выделять три основные группы факторов риска, которые влияют на формирование зависимого поведения: социальные, психологические и медико-биологические.
Социальные факторы риска
Социальные факторы риска делятся на макросоциальные и микросоциальные. При этом подростковый возраст также рассматривается как фактор риска развития аддиктивного поведения.
Макросоциальные факторы касаются культурной, политической, экономической и криминальной ситуации в обществе. В них входят:
- разрушение семьи как института;
- плохая организация досуга подростков и отсутствие жизненных перспектив;
- высокий уровень преступности в регионе;
- подсаживание детей и подростков на препараты, изменяющих сознание, взрослыми наркоманами;
- недоступность служб социальной помощи;
- качество медицинской помощи;
- недостаточный контроль государства над соблюдением закона о запрете продажи алкоголя и табака для совершеннолетних;
- недостаточные контроль в сфере продажи лекарств.
Микросоциальные факторы касаются окружения человека. В них входят семья, школа и круг общения. В формировании зависимости это группа факторов первостепенна. С точки зрения факторов риска рассматриваются социальные характеристики семьи, тип воспитания в семье, ее структура, отношения между родственниками и личностные особенности родителей. Вторую подгруппу составляют остальные факторы социализации: успеваемость в школе, характер общения в коллективе и занимаемая позиция, референтная группа и отношения с учителями.
К микросоциальным семейным факторам риска обычно относят:
- отсутствие семьи, неполные и деформированные семьи(наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
- асоциальные семьи, в которых присутствуют пьянство, криминал, жестокое отношение внутри семьи;
- недостаток внимания со стороны родителей;
- гиперопека ребенка (чрезмерный контроль и лишение самостоятельности);
- оторванные от жизни ожидания родителей в отношении ребенка.
К остальным микросоциальным факторам риска относятся:
- низкая учебная мотивация;
- нарушения дисциплины в школе;
- трудности в общении со сверстниками и учителями (конфликтность, агрессивность, избегание);
- принадлежность к неформальной группе, где подросток хочет получить недостающие ему понимание и поддержку в кругу семьи.
Биологические факторы риска
Существует генетическая предрасположенность к формированию зависимости. По статистике процент заболеваемости приемных детей из деструктивных семей, которые воспитываются в независимых семьях, в три с половиной раза выше, чем у их неродных братьев и сестер.
Генетические факторы увеличивают риск алкогольных и наркотических расстройств на 60% и только 40% относятся к другим факторам среды. В факторы риска, обусловленные генетическим влиянием, попадают: повышенная импульсивность, поиск новизны, дефицит внимания и синдром гиперактивности, а также поведенческие нарушения в детстве.
К факторам нарушенного онтогенеза относятся черепно-мозговые травмы, психологические травмы, тяжелые соматические заболевания. Они ослабляют возможности мозга ребенка переносить продолжительные нагрузки и стрессы, а также ослабляют функциональные возможности мозга. Увеличивается вероятность того, что ребенок начнет использовать алкоголь или наркотические вещества как средство саморегуляуции.
Из остальных биологических факторов риска также можно выделить патологию беременности, сложные роды и психические заболевания близких родственников.
Психологические факторы риска
Их можно разделить на мотивационные и личностные. Процесс приобщения к психоактивным веществам определяется совокупностью мотивов, которые побуждают к употреблению. Принято выделять три типа личностных мотиваций.
Позитивная мотивация (для получения удовольствия), негативная мотивация (бегство от проблем), нейтральная мотивация (для приспособления к окружающему миру). Для подростков нашего времени одна из самых главных мотиваций к употреблению наркотиков – это желание “быть своим” и приобщиться к группе.
Итак, вот психологические факторы риска возникновения химической зависимости у подростков:
- низкий самоконтроль;
- импульсивность;
- неспособность к целенаправленным действиям;
- низкая способность прогнозировать последствия своих действий;
- эмоциональная незрелость;
- низкая или неадекватная самооценка;
- завышенные ожидания;
- склонность к поиску новых ощущений;
- несформированные морально-нравственные ориентиры, протест против социальных норм.