Транзактный анализ — это теория личности и системная психотерапия с целью развития и изменения личности. Данная методика показывает положительные результаты при лечении алкогольной и наркотической зависимости. Возможно вы замечали за собой либо за людьми из своего близкого окружения, что человек может говорить одно, думать о другом, а поступать по третьему.
Это говорит о том, что личность любого человека широка и многогранна, и одна часть личность может с лёгкостью, на бессознательном уровне, обманывать другую. Так человек может и не догадывается об истинных мотивах того или иного действия, которое привело его к тому или иному результату и породило те или иные чувства.
Внимательно наблюдая за людьми, психологами достаточно давно были открыты три » состояния — Я» , то есть «эго-состояния» личности — психологическое состояние человека в текущий момент времени. Данные «Эго-состояния» могут проявляться как во внешних, так и во внутренних коммуникациях, то есть в мимике, речи, мышлении, жестах, интонации, эмоциях, решениях и действиях.
Ниже мы более детально рассмотрим структуру каждого » Эго-состояния», так же разберемся в причинах формирования зависимости с точки зрения транзактного анализа и, конечно, перейдем к самому важному вопросу: «Каким образом можно решить проблему зависимости?»
Как было сказано ранее, в разные моменты нашей жизни, в разных ее ситуациях проявляются три состояния психики нашего «Я«: Родитель, Взрослый, Дитя.
Родитель: Эго-состояние «Я» сходное с образцами родителей или тех, кто их заменял. Структура Родитель — это мораль, нормы, законы, догмы и правила, что осуществляет безусловные реакции и решения. Является воспроизведением жизненных установок и моделей поведения, полученных в детстве от родителей или тех, кто их заменял.
Девиз: Я должен, обязан, нельзя.
Проще говоря — каждый носит в себе Родителя.
Взрослый: Эго-состояние «Я» , что автономно направленно на объективную оценку и взаимодействия с реальностью. Взрослый — это холодный расчет и разум, логика, планирование, анализ, синтез, прогнозирование. Регулирует деятельность Родителя и Ребенка.
Девиз: Я могу, я делаю.
Проще говоря — у каждого есть свой Взрослый и каждый человек способен к объективной обработке информации данных, если активировано соответствующее Эго- состояние.
Дитя: Эго-состояние «Я», что представляет образцы чувств и поведения, сформированное в раннем детстве в процессе социализации. Структура Дитя — это проявление чувств, эмоций, инстинктов, побуждений. Именно данная структура отвечает за получения удовольствия.
Девиз: я хочу
Проще говоря — каждый в себе носит маленького мальчика или девочку.
Теперь перейдем к причинам формирования зависимости с точки зрения транзактного анализа.
Важно понимать, что проблемой при любой зависимости является конфликт между структурами личности. Зависимость очень притягательна для Дитя, который говорит себе: «Я хочу или мне надоело испытывать данные чувства и эмоции, я не хочу думать о будущем». Родитель и Взрослый итак знают, что зависимость несёт разрушительные последствия, но при этом не учитывает потребности самого Дитя. Зачастую внутри человека происходит следующая ситуация, где Дитя говорит: «Смотри как ты напряжен, ты чувствуешь себя дискомфортно, употреби или сыграй, только один раз, тебе однозначно станет легче». А Родитель и Взрослый попадаются на эту уловку. Так Дитя берет полный контроль над личностью человека и ведёт его «во все тяжкие».
И в заключение мы перейдём к самому важному вопросу: «Какими инструментами обладает транзактный анализ для преодоления разного рода зависимостей?»
Концепция устранения зависимостей довольна проста:
- — стадия:
Необходимо разобраться в причинах формирования зависимости, а именно в краткосрочной выгоде, которое приносит употребление (уверенность, азарт, отсутствие комплексов и страхов, смелость и смысл жизни), и проанализировать ситуации которые чаще всего способствуют употреблению. - — стадия:
Поиск альтернатив, которые могут произвести достойную замену употреблению и достичь желаемых эмоций и состояний. Родитель и Взрослый могут и не догадывается о альтернативных способах получения желаемых чувств и эмоций. - — стадия:
Альтернативные и созидательные образы получения желаемых эмоций должны быть согласованы между всеми структурами личности. Пока Дитя не даст полное согласие на выбранное в ходе терапии новое поведение, есть огромная вероятность, что человек вновь возвратится к деструктивному поведению. Таким образом мы мотивируем Дитя положительным, конечным результатом, которого можно достичь вследствие нового поведения.
Как показывает практика, обработать и применить инструменты транзактного анализа самостоятельно очень сложно. В идеале нужен хороший психотерапевт, которой пользуется данной методикой, либо специальное учреждения, которое использует элементы транзактного анализа в работе с зависимыми субъектами.